50 правил написания сценария
50 основных правил написания сценария:
1.Фильм — это единый сложный механизм, симфонический оркестр, где все течёт и стремительно меняется, где любая случайная деталь может повлиять на весь сюжет.
2.Язык кино куда более насыщен и богат, чем просто «встал и побежал», он скрывает под собой массу сюжетных линий, но воплощается лишь один из них.
3.Герой заходит одним человеком, а выходит другим. Это касается всех персонажей фильма.
4.Игра на противоположностях: показываем, как сентиментальный характер может стать безжалостным убийцей, то есть, как происходит превращение ангела в дьявола.
5.Использование фрагментов прошлого героя (флешбеков), как дополнение к характеру персонажей.
6.Если ружье весит в третьей сцене, то в десятой оно должно выстрелить.
7.Детали словно характеры, живут собственной жизнью.
8.Чем раньше заявляем любовную линию, тем лучше.
9.Предпочтение молчанию: вместо того чтобы озвучивать каждый шаг, лучше один раз показать действием.
10.Характер героя лучше всего проявляется через конфликт.
11. Четко выраженный характер проявляется через мелкие детали, присущие персонажу, например, «голова казака, матерясь, покатилась в кусты» (Гоголь — первоклассный мастер отражения характеров в мельчайших чертах/деталях).
12.Конфликт должен быть показан в развитии в трех и более актах, но никак конфликт не должен стоять на месте и вспыхивать на ровном месте, к этому должны подводить соответствующие предпосылки.
13. Конфликт в сценарии должен быть отыгран до конца, иначе появится незавершенность.
14 При написании конфликтов в сценарии пользуйтесь Таблицей чувств: гнев (злость, обида, отвращение и т.д.), страх (ужас, отчаяние, испуг, тревога и т.д.), грусть (тоска, жалость, боль, сожаление, печаль и т.д.), радость (счастье, восторг, ликование, возбуждение, изумление т.д.), любовь (сочувствие, доверие, благодарность) и вина (стыд, смущение, неловкость, неуверенность, скованность и т.д.).
15. Под завершение конфликта появляется опыт (например, опыт героев), который может быть отражен в каких-то вынесенных из него уроков.
16.Если в сценарии есть сцены напряжения, то их растягиваем максимально. Время в сценарии имеет свойство растягиваться.
17.Как приём «из мухи слона» превращается в главный замысел режиссёра: одно простое действие превращается в целый квест, длинною в фильм.
18.Иногда лучше молчать чем говорить. Когда молчанием героев можно передать больше, чем словами.
19.Катарсис (очищение души или перерождение) — неотъемлемая часть драматургии, происходит в кульминации, или еще называется — «выбиваем слезу коленом».
20.Метафоричность. Внешние обстоятельства лучше всего передают жизненную философию/образ жизни персонажей, особенно через игру или музыку.
21. Идентификация — зритель должен идентифицировать себя с персонажами или главными героями ленты.
22. Правило «верю / не верю»: зритель должен поверить герою и пережить вместе с ним соответствующие эмоции.
23. Открытый конец, как лучший способ выразить режиссерский замысел.
24. Главный герой должен умереть, если идея фильма (замысел режиссера)/идея героя важнее его жизни.
25. То, чего зритель не знает, или то, чего не знает главный герой, интригует больше всего. Не будьте предсказуемым! На каждом повороте должна поджидать неожиданность, которая способна превратиться в новый сюжет.
26. Всё друг с другом взаимосвязано, ничего не происходит просто так.
27. У любого героя должен быть антагонист, и чем он суровее, тем лучше. Антагонистом может являться и близкий человек — отец, брат, сестра, лучший друг, подруга и т.д.
28.Герой толкает сюжет вперед, а не сюжет тянет за уши неуверенного в себе героя.
29. Герой в сценах работает не только языком и кулаками, но и каждой клеточкой своего лица: нервный тик, подергивание глаза, дрожание губ, золотым зубом. Молчаливые реакции куда больше способны сказать!
30.Использование закадрового голоса, если надо быстро прокрутить хронологию событий.
31. Придерживаемся изначально заданного темпоритма.
32.Если прошлое, настоящее и будущее активно между собой переплетаются, то маркируем их датами и обозначаем места событий: город такой-то, год такой-то…
33. Антагонистом может выступать не только человек, но и природная стихия — буря, пожар, апокалипсис, несчастный случай, смерть и т.д.
34.В написании киносценария не старайтесь максимально выразить себя, старайтесь максимально быть понятными зрителю.
35.Активное использование киноязыка: например, спортивное состязание говорит языком того, что происходит у героя в личной жизни. Либо привязка какой-то философской жизненной концепции к какому-то мероприятию: карточная игра, шахматная партия и т.д., иногда, это сопровождается комментариями главных героев.
36. Говорят, кино — это сказка, чтобы кино не было сказкой и было приближено к реальности, надо его подкреплять большим числом доводов и фактов, например, съемки по мотивам реальных событий.
37. При написании сценария фильма атмосферу необходимо подкреплять соответствующими фактами, которые характеризуют тот или иной период времени или, например, те или иные исторические события.
38. Любая информация или факты, которые используются в сценарии фильма, должны быть подкреплены соответствующими эмоциями.
39. Активно используйте «драматические перипетии», где Ваш герой будет лавировать между счастливыми взлетами и адскими падениями, откуда, кажется, не выбраться.
40. Ни в коем разе не используйте в сценарии литературные диалоги между героями, упрощайте всё до простых житейских разговоров.
41. Не спешите рассказывать весь сюжет: подавайте его малыми порциями, разделяя на «горячие» и «холодные» (можно добавить «перченого»!) блюда, заново разжигающие эмоции зрителей.
42. Любой фильм должен заряжать энергией, для этого герои должны быть до предела «оголены» обстоятельствами, которые побуждают их действовать или умереть. Кроме борьбы за счастье, у них нет иного выбора.
43. Через проблемы, с которыми сталкивается герой, лучше всего раскрывается скрытый потенциал характера, все его положительные и отрицательные стороны.
44.Любую историю в сценарии разбивайте на три акта: завязка, кульминация, развязка действия.
45. Любое простое действие в сценарии должно быть наделено смыслом. Например, главный герой, учитель истории, над которым издеваются ученики. Однажды он, возвращаясь после уроков, видит как его ученики играют в баскетбол. Он предлагает им сыграть против него. Ученики смеются и недооценивают возможности учителя. Они не знают, что в прошлом он играл за чемпионскую команду. Учитель вступает в игру и показывает мастер-класс, как надо играть, отправляя один за другим «трехочковые» в корзину. Его точность и профессионализм теперь переходит и на всё, что он делает. Ученики начинают к нему уважительное относиться, звать в команду, начинают прислушиваться ко всему, что он им говорит.
46. «Одним выстрелом трех зайцев» — вообще чем больше одним выстрелом поразите зайцев, тем лучше. Одно простое действие может полностью изменить отношение всех персонажей к главному герою. Например, уже совершеннолетняя девочка ослушалась родителей и отправилась вечером на свидание с новым кавалером, парнем, которого все в школе боятся. Таким образом, она показывает родителям, что уже взрослая; она показывает бывшему, кто когда-то ее недооценивал, что кому-то нужна и вызывает у того чувство ревности; она показывает новому кавалеру, что смелая и совсем его не боится, несмотря на устрашающий имидж того в школе.
47. «Фирменное блюдо» — одна большая разгадка в конце сюжета (может быть серия разгадок), только при условии, если узлы были прочно завязаны на протяжении всего сценария. Свойственно для детективных жанров или фильмов ужаса, когда в конце надо удивить зрителя. Гай Ричи — мастер «фирменных блюд», настоящий киношный кулинар!!!
48. Подготовку («преддверие») к главному ключевому событию сценария всегда лучше растягивать во времени, чтобы сильнее завладеть вниманием зрителя. Например, может выражаться в отказе главного героя, боксера, от главного поединка. Его продолжают все уговаривать выйти на ринг… на «смертельную» схватку.
49. В любом сценарии должна быть «обязательная сцена» (как правило, под завершение), где раскрываются абсолютно все карты.
50. Ничего в киносценарии не усложняйте, всё должно быть максимально просто (в этом вся сложность и заключается!). Киносценарий — это не проза и не рассказ, поэтому его структура строится по совершенно по другим законам драмы.
Если Вам сложно придерживаться всех этих правил написания сценария, то можно отправить свою работу или задумку мне на редактирование.
Рад буду помочь каждому!
Если остались вопросы по правилам написания сценария, то можно задать их в Телеграмм-чате писателя.
Читайте Далее = Написание сценария =
В материале представлены кадры из фильма «Доказательство смерти» от режиссера Квентина Тарантино