Воспоминания о бабушке
В этой рецензии я заострил внимание на присланной работе Анастасии Трубкиной из Беларуси, которая пишет о воспоминаниях своей бабушки. Перечитав несколько раз работу автора, мне захотелось выделить наиболее «живые» моменты, которые имеют огромный потенциал, если на них взглянуть под иным углом для того, чтобы задействовать больше творческого потенциала для полного раскрытия, либо… воспользовавшись минутами вдохновения, капнуть глубже и вытащить оттуда сердце драмы. Начнем с самого начала…
«…главным стимулом для меня был потухший взгляд моей бабушки — глаза полные боли и печали. Мне очень не хотелось такой же участи, поэтому я хотела узнать, что же такое должно случиться с человеком, чтобы он выглядел таким несчастным. А сейчас я увидела, что таких же несчастных людей как моя бабушка, я встречаю каждый день на улице — молодых и пожилых, мужчин и женщин разных возрастов, и богатых и бедных. Раньше мне казалось, что это судьба у них такая, им никак не поможешь, что их можно только пожалеть. Сейчас я знаю, что каждый человек находится там, где он хочет быть. Мы как будто застыли в возрасте младенцев, и отчаянно не хотим брать на себя ответственность за свою жизнь, нам проще, поручить это Богу, судьбе, соседу, другу, кому угодно, но только не себе…». Хороший отрывок встречает меня вначале работы, но у меня как у читателя, сразу возникают сомнение: во-первых вряд ли «потухший взгляд» бабушки сам по себе может являться «главным стимулом» (мотивом — да, сотраданием или сопереживанием — да… но стимулом — вряд ли), а во-вторых, «глаза полные боли и печали» — отсюда описания лица бабушки так и просится на бумагу. Я хочу представить ее лицо… я хочу представить ее молодой и совсем-совсем юной! Я хочу, чтобы бабушка сама рассказала, какова она была в молодости… хочу, чтобы ее глаза вновь зажглись, а потом, когда рассказ закончится, поймать слезинку на ее лице, которую она тут же отмахнула, как старалась отмахиваться от всего, что задевало ее за живое. Хорошо бы теперь, эти самые описания, которые так и напрашиваются, разбавить в равных пропорциях с размышлениями автора, дабы и с «водой» не переборщить и с яркими «красками» не перестараться. Вообще, описания тяжело даются молодым авторам, но этому нужно учиться.
«Чем больше я узнавала о своей бабушке, маме, прабабушке и других родственниках по женской линии, тем больше я узнавала себя…» — отличное выражение, узнавание себя через своих предков, в какой-то степени новаторский подход, а если не новаторский, то достаточно позабытый. А значит, хочется поскорее узнать и читателю о твоих открытиях внутри себя, но не рекомендую с этим торопиться и выкладывать сразу все карты на стол, лучше подавать равными частями, дозировано, на завтрак, обед и ужин, чтобы читателя не перекормить сделанными открытиями. И тогда-то, в заключении вывести читателя к осознанию… «историю своей семью узнать не проще, чем познать себя, ибо большинство людей не любит вспоминать прошлое». Итак, мы видим, внутренний перепросмотр автора напрямую связан с семейным прошлым — два момента, которые перекликаются между собой, иногда, тесно связаны, а иногда, в чем-то расходятся, но в любом случае отрицать их взаимодействие не приходится. Вот тут-то как раз смело можно задействовать и СТИМУЛ автора (мной отклоненный вначале), ибо СТИМУЛ узнать себя получше куда правдоподобнее, чем СТИМУЛ от «потухшего взгляда моей бабушки». Ведь и автор этого не отрицает, когда пишет в книге: «я внимательно слушала её истории каждый раз, и каждый раз, как будто в первый раз — всегда находила что-то новое для себя». Не исключаю, что познание себя через предков может быть и основным стержнем («красной нитью»), на который будет нанизываться история за историей.
«В один зимний день, когда Саше было 2 годика, а Оле четыре, их отец скончался. Этот несчастный случай с ним произошел, когда он ехал на коне вдоль реки, лошадь споткнулась и слетела на воду, в результате чего и лошадь и мужчина ушли под воду. Про него говорили так: красивый он был, но не счастливый, как часто потом эти слова бабушка говорила мне в детстве» — фрагмент впечатляет! Если автор предоставит читателю инсценировку, путь и допридумает чего-то, не страшно (!), ведь никто не видел, как случилась то обстоятельство… а если автор еще добавит к описанию действия по-гоголевски какого-нибудь местного дьячка, который действительно видел, но ничем не помог, лишь только перекрестился Богу, да поспешил на службу… то будет эффектно…!
«…мы люди должны друг другу помогать, заботиться друг о друге, мы должны замечать, что происходит вокруг нас, наша жизнь не должна быть сконцентрирована только на одной своей кровной семье или на нас самих, мы не должны смертельно привязываться в вещам, или к людям, единственное к чему мы должны привязываться — так это к нашим целям… » — иногда, размышления автора в книге заводит в тупик не только читателей, но и самого писателя… Действительно, строки вначале хороши, легки, следуешь за ними, как идешь по волнам, а когда подбираешься «к нашим целям», то невольно утопаешь под тяжестью современных клише, позаимствованных, скорее всего, у маркетинговых гуру. «К нашим целям» — портит высказывание, пусть автор еще раз самостоятельно проживет и когда подойдет к строкам «единственное к чему мы должны привязываться»… остановится, закроет глаза, сделает глубокий вдох и, наконец, получит ответ на свой вопрос из недр души, а не из книжек по личностному росту. В принципе, автор потом и сам дает некоторые пояснения — «Мы должны найти дело, которому мы будем служить с любовью, занятие которое будет приносить пользу не только нам самим, но и обществу, тогда в нашей жизни может появиться смысл…», но я в лице читателей сгораю от нетерпения узнать, как это называется одним словом…!
«Вот уж не зря говорят — когда жизнь что- то забирает, то взамен она всегда что- то дает. У этих детей не было родителей, зато все пятеро обладали удивительно красивой внешностью и невероятно слаженными формами тела. Одним словом эти дети были очень красивыми, и, как тогда они почему- то сами про себя говорили — красивые, но не счастливые…» — здесь вновь напрашивается по старым добрым традициям классиков описание всех пятерых детей. Желательно именно здесь и начать вырисовывать их характеры. Я понимаю, ведь мемуары бабушки (!), но всё же, без второстепенных линий, без героев второго и третьего плана, книга получится сухой. Если у автора нет таковых данных, то придется задействовать вновь воображение — сюда же шутки, повадки, повседневный быт, манеры поведения… Гоголь не постеснялся бы размножить эти пару строк на пяти листах, а Толстой и вовсе написать целую книгу…!
Читайте Далее = Написать Мемуары =
В материале представлены кадры из фильма «Вдали от нее» от режиссера Сары Полли.