Вживаться в образ
—Максим, что значит для писателя вживаться в образ героя?
— Я считаю, существует три основные профессии, где человеку надо уметь вживаться в роль — это актерское мастерство, журналистика, особенно, при проведении расследований, и писательство. На последнем аспекте и заострим наше внимание. Любой писатель должен хорошо знать своего героя, будь это вымышленный персонаж, например, собирательный образ, или вполне реальный. Более того, чтобы лучше описать его качества в книге писателю нужно как бы с ним слиться, сделать его соучастником тех или иных событий. А вот, как это сделать, попробуем разобраться.
Во-первых, писателю необходимо лично познакомиться с героем, пообщаться с ним, понять его манеры, модели поведения в тех или иных ситуациях. Присмотреться и прислушаться к словам, которые его персонаж использует. Изучите его полную автобиографию, заострите внимание на ключевых моментах, где герой был на взлете, а где больно падал и как выбирался из сложившейся ситуации. Посмотрите на него через призму драматической перипетии, поймите, как он идет по жизни, с легкостью или ему всё дается довольно тяжело. Как часто он жалуется, какие взаимоотношения у него с людьми.
Как только писатель углубился в жизненные обстоятельства своего героя, можно переходить ко второму этапу — этап переживания, когда мы начинаем примерять на себе его «одежки». Так происходит сближение с его характером. Теперь время понять, для чего, для какой высшей цели персонаж живет, к чему стремится, какие у него цели и мечты. С этим писателю будет сложнее, если цели героя будут идти вразрез с жизненными принципами автора книги. Что в таком случае делать? Надо научиться отстраняться и быть в роли наблюдателя. Итак, мы занимаем две позиции одновременно, как внедряемся в роль, так и в нужный момент смотрим на всё со стороны, чтобы подвергать анализу.
Именно по такому принципы пишутся книги от третьего лица
Третий момент, когда писатель приступает к воплощению характера героя на бумаге. Сначала это будут неуверенные штрихи, потом, когда первые два пункта станут частью образа мыслей автора, работа пойдет гораздо быстрее. Когда я работал с реальными персонажами, то порой мы тяжело становились на «рельсы» написания книги, а потом, когда миновали десяток страниц, я начинал думать и чувствовать, как герой книги, поэтому и достигался нужный эффект, когда герой сам про себя рассказывает историю. Возможно, для воплощения кому-то понадобится больше времени, а кто-то сроднится с ролью сразу, если персонаж изначально будет понятен автору произведения.
Четвертый момент, это какое воздействие производит писатель на аудиторию с помощью своего героя. Как показала практика, чем сильнее он с ним слился, чем лучше выполнил первые три условия, тем реальнее и ощутимее будет воспринимать его читатель. Только так аудитория сможет сопереживать заявленным персонажам, в противном случае, она автору просто не поверит. Поэтому сама реальность еще не создает ощутимый эффект, именно слияние писателя и героя увеличивает эффективность повествования по степени воздействия.
Замечу еще кое-какие немаловажные моменты. Сливаясь с персонажем книги, задавайтесь вопросами — «Как бы я поступил на его месте» или, наоборот, «Как бы герой повел, в отличие от меня». Чем должен персонаж вдохновлять писателя? Во-первых, быть ему интересным, а, во-вторых, позволять заглянуть вглубь его (открытость, честность, искренность). Только переживая вместе с Вашим героем, проходя через все его внутренние метаморфозы, позволит писателю лучше понять и себя, и свой роман, и «населяющих» его персонажей. Вот здесь и происходит синергия, которая должна произойти.
Важно понимать, каждый герой интересен по-своему, и важно этот интерес найти и выразить!
Читайте Далее = Вопросы к главному герою =
В материале представлены кадры из фильма «Призрак» от режиссера Романа Поланского