Опытный художник
Петербург, вторая половина 80-х гг.
Годы никак не сказывались на творческой деятельности нашего героя, по крайней мере, он сам себя неоднократно в этом убеждал. С годами, будь это художник, писатель иль музыкант, делаются только опытнее и мудрее…! “Идти хоть подпираясь палочкою, но по прямой тропинке; и отнюдь не заимствоваться не идущим к наукам и искусствам рекламам…” – писал Аполлинарий в письме к Павлу Михайловичу, когда обоим исполнилось уже по пятьдесят. Горавский не находил должным себя рекламировать, ибо знал о своем добросовестном отношении к художеству, знал, наверняка, что о нем еще не раз вспомнят спустя целые столетия, поэтому шел до конца, вкладывая силы в творчество из года в год. А творчество, в свою очередь, отплачивало тем же, омолаживая душу творца и задерживая на пороге старость. Один за другим уходили из жизни великие художники: Васильев, Перов, потом Иван Крамской…, рано или поздно очередь должна нависнуть была и над нашим художником. Но он как будто этого не замечал, с жадностью хватаясь за каждый год своей жизни, выжимая из него всё возможное, дабы оставить после себя как можно больше произведений на память. Теперь оставим лирику и перейдем к дельному.
Петербургской Городской Думой была избрана комиссия для изготовления и постановки в большой зале портрета в Бозе почившего Государя Императора Александра Второго. Комиссия обратилась за содействием к восьми художникам, предложив за портрет около двух тысяч рублей без рамы. Итак, предварительный эскиз Горавского по композиции вполне отвечал требованиям заявителей, поэтому комиссия советовала приступить к воплощению идеи, большого портрета “Царь в момент дарования Городового положения”, пред этим попросив представить еще один эскиз карандашом для вынесения окончательного решения об аксессуарах. “Мне лично вдвойне приятно, что жребий выпал на меня…”, – признавался Аполлинарий Павлу Михайловичу в письме – “…так как художественное мое поприще было предназначено в 1851-ом году покойным Императором с означением жалованья гвардейского прапорщика на учение в Академии художеств. Следовательно с особенною жаждою и рвением приступаю к этому неожиданному мною делу, в надежде прочувствовать то лицо, которое в сердце осталось близким и незабвенным…”.
Где сейчас находится этот портрет, признаемся открыто, мы не ведаем, ибо за время многолетних войн, революций, государственных переворотов, много было уничтожено портретов Царя и царских достояний в сфере искусства. Но о нем немало говорено современниками, критиками, ведь работа увенчалась успехом на Академической выставке: “Самыми крупными работами по живописи портретной в нынешнем году надо признать работы Горавского. Портрет Императора Александра II представляет покойного государя в момент дарования городового столичного положения в 1873г. Государь стоит боком к письменному столу, на котором лежит указ Сенату. В лице его выражение решительности, хотя при этом как будто тревожит его сомнение или предчувствие того, что столичные Думы могут пожалуй дурно воспользоваться новой реформой… Не менее экспрессивно и сочно написан и портрет госпожи Спасович, супруги брата известного криминалиста…”.
Наверное, это был его последний серьёзный взмах кистью, перед тем как выйти на пенсию и навсегда попрощаться с учительскими годами в Петербургской рисовальной школе. В восемьдесят пятом году Аполлинарий пишет заявление об уходе: “Вследствие домашних причин должен оставить свое занятие с 1 мая сего 1885 года. Прошу дать ход моему заявлению. 6 апреля 1885г.”. Конечно, уход из рисовальной школы совсем не означал, что наш герой оставил частные уроки в Петербурге, беготню по домам знатных особ, и заказных портретов. Совсем нет…! Скорее всего, подобное решение связано с нехваткой времени на творческую деятельность, ведь муза в Кирилловичах ждала Горавского в любую пору, дабы переключить внимание художника на съемку с натуры. Туда-то он и отправлялся всей семьей с первыми теплыми майскими деньками, пребывая до середины октября, купаясь в основном по три раза на день в речке Лютая пред завтраком, обедом и заходом солнца, “а когда слишком холодно станет, то с грустью перестаю купаться…”. Есть сведения, что наш Аполлинарий ездил в восемьдесят шестом году в Иркутск, на родину своего ученика, господина Трапезникова, где написал портрет с него и с его родной тетушки, госпожи Портновой. Также исполнил портрет на заказ с великого князя Алексея Александровича для Иркутского технического/художественного училища и для церкви изобразил образ Воскресения Христова. Это же училище активно поддерживалось золотопромышленником, который способствовал и стипендиатам в его числе…
На завершение восемьдесятых, обратимся же теперь к обратному хронологическому порядку. За долго до этого уже были написаны портрет с госпожи Крамер, который впоследствии сын увезет в Париж; портрет с натуры деятеля генерала-адмирала Жандра к двадцатипятилетнему его Юбилею для общества “Кавказ” и “Меркурий”, “но как один, то так и другой не мог выставить, так как оные должны быть в сие время на своих местах…”. Выставил наш герой на Академической выставке только одну голову столетнего крестьянина, сделанную за один присест, который позировал по лету в деревне Гдовского уезда…; о картине Петербургская газета писала: “”. Пред этим же, весной восемьдесят восьмого, Аполлинарий в соседнем имении написал с натуры этюд внутри парка, но дожди пошли на злобу дня, и поэтому художник не успел оживить свое творение фигурками; не стал брать оный этюд в Петербург, оставив дожидаться будущей весны. Этот этюд пользуется у нас особым интересом, ибо в настоящее время хранится в Национальном музее города Минска.
Хотелось бы указать здесь, пользуясь случаем, еще парочку работ, написанных еще ранее Горавским – это портреты с бывшего Петербургского городского головы Лозунова, графа Плятер-Зиберга и своего уважаемого покровителя Николая Леонтьевича Бенуа. Можем предположить, что именно за свои многочисленные труды, наш герой и удостоился ордена святого Станислава третьей степени, который следовал по старшинству за святой Анной.
Читайте Далее = Совершенствоваться в творчестве =
В материале представлены кадры из фильма «Уильям Тернер» от режиссера Майк Ли