Прощание с художником
Петербург, начало XX века.
Чего бы еще хотелось добавить напоследок? Хотелось написать некролог, но я оставил эту смутную затею. Всё, что необходимо в таком случае, давно кем-то написано, сказано, кроме одного… — полного жизнеописания Аполлинария Горавского, “забытого среди знаменитых”. Повествование пришло к своему завершению, мой долг пред своим предком и земляком исполнен…, можно выразиться и так. Возможно, когда-то не забудут и меня будущие поколения…! Но вернемся в девятнадцатый век и начало двадцатого…, время, когда один за другим уходили из жизни люди, предопределившие историю отечественного искусства.
Четвертого декабря без десяти минут десяти часов утра не стало Павла Михайловича. Причиной смерти было прободение язвы желудка, вызвавшее перитонит. Стасов, в некрологе на смерть Павла Михайловича Третьякова, писал: “Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура — он тут же назначает себе день и час, когда ему надо, непременно надо, идти на Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые были накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни”.
Через год и четыре месяца, а именно двадцать восьмого марта девятисотого года ушел из жизни наш земляк, а тридцатого марта в газете “Новое время” появился некролог, сообщающий о скоропостижной смерти академика живописи Аполлинария Горавского. Это известие с прискорбием передали близкие знакомые и родственники нашего героя, которые пребывали рядом с ним в Мариинской больнице Петербурга до последней минуты жизни. Отпевания художника проходило в соборе святой Екатерины на Невском проспекте, а похоронная процессия же состоялась на Выборгском Римско-Католическом кладбище, расположенное неподалеку от Финляндского вокзала, в местности, называемой “Куликово поле”. Это именитое кладбище стало приютом для многих известных широкой общественности католиков-петербуржцев, в том числе там похоронены учитель и покровитель Аполлинария – Фидель Бруни и Мишель Бенуа соответственно.
Правда, во время революции, в период “безбожия”, Выборгское кладбище вместе с гранитными памятниками было уничтожено и только некоторые, совсем немногие, удалось перенести в Некрополь деятелей культуры и искусства; всё остальное же перемололи в крошку, используя оную в качестве поребриков для мостовых. И по прошествии многих лет на месте этого кладбище расположилась промышленная зона, которая существует по сей день, где вместо церкви со склепами и криптами, возведенной когда-то Николаем Бенуа, посередке “красуется” преобразованная промышленная лаборатория. Благо тяжелые “безбожные” лета позади и ныне, совсем недавно, эта “лаборатория” вместе с прилегающей территорией вновь переданы верующим католикам, которые вернули церкви облик храма Божьего. А чего мы это всё рассказываем, спросит нас однажды любознательный читатель…? Наверное, лишь затем, дабы восстановить достоверность захоронения нашего героя, ибо многие искусствоведы до сих пор хоронят Аполлинария Горавского близ имения Кирилловичи.
Теперь-то вы, дорогой читатель, наверняка знаете, где наш художник нашел свой покой. Признаюсь, хотелось найти некролог на моего героя вместе с соответствующими высказываниями общественных деятелей о творчестве живописца, но, к сожалению или великому упущение, как знать, не удалось оного листа отыскать. Быть может, причиною тому стала новость о смерти еще одного великого художника того времени Ивана Айвазовского? Эта новость замела собой все следы жизни такого художника, как Аполлинарий Горавский, ибо всё внимание прессы устремилось в сторону творческой деятельности Ивана Константиновича. Вряд ли конечно наши искусствоведы когда-нибудь возьмутся сравнивать творчество Горавского и Айвазовского. Но стоит заметить, что и у нашего Аполлинария есть достойные пейзажи…
К Айвазовскому Третьяков намного лучше относился, хоть и встречался с ним гораздо реже, нежели с нашим героем, с которым еще и переписывался на протяжении сорока двух лет. Так или иначе, водная стихия захватывала творчество обоих художников. Морские виды Айвазовского в свое время активно копировал старший брат Аполлинария – Ипполит Горавский. Помимо морей, наш художник практиковался в том числе и с водоемами: реки Великая, Торопа, Березина; искусственный пруд в имении Кушелева-Безбородко, изображенный в картине на золотую медаль; Пинское болото, написанное в семидесятом году и многое другое.
Мы не хотим превозносить талант Горавского выше других маститых художников “золотого” девятнадцатого века, но то, что он находится на третьем месте в едином художественном рейтинге, то, что на всех современных аукционах он пользуется популярностью, его работы раскупаются по высоким ценам – это тоже кое о чем говорит. Нельзя сказать, что Аполлинарий получил свое признание при жизни, он предчувствовал — этому не произойти: “Как Вам самим все прошлое было известно, ровно и теперешние мои картины, о которых никто не вправе сказать, что они недобросовестные, а я предчувствую, что все-таки труды мои не вознаградятся…”.
Мы надеемся, из года в год, станем узнавать ещё более о творчестве нашего Аполлинария, ибо его работы…, этюды, портреты, пейзажи, то тут, то там, будут всплывать на аукционах, в частных и государственных коллекциях, привязывая нас к тем или иным событиям, в достоверности которых вряд ли кто-то усомнится. Ведь именно картины художника, как оставленные после себя следы, помогают нам более подробно узнать о его жизни, о жизни близких и родных людей, о творчестве современников, с которыми наш герой неоднократно пересекался. Однако наш герой ушел из жизни так и не обласканный газетными рецензиями, лишь только Общество поощрения художников на следующий год после смерти Аполлинария оставило о нем хвалебный отзыв.
И все же вернемся к некрологу, опубликованному на пятой странице “Нового времени”, в котором сообщают, что “двадцать восьмого марта внезапно скончался Аполлинарий Гиляриевич Горавский, о чем с глубокою скорбью извещают родных и знакомых жена и дочери покойного. Панихида и вынос тела из Мариинской больницы, что на Литейном, в церковь святой Екатерины (на Невский проспект) сего дня, в четверг, тридцатого марта в десять утра. Отпевание в пятницу тридцать первого числа в десять утра, а затем погребение на Выборгском католическом кладбище…”.
Читайте Далее = Любовь к искусству =
В материале представлены кадры из фильма «Уильям Тернер» от режиссера Майк Ли