Процесс создания фильма (Часть Вторая)
Съёмки проходили в небольшом городке, там, куда не ступала ни одна нога кинематографиста, а если и ступала, то это всё равно никому не известно. И поэтому нас встретили местные жители по-разному: одни с восторгом, а другие с явным недоумением, но это если говорить про старшее поколение, которое ничему и никому не верит, кроме собственного телевизора. А что касается молодых и креативных, то те с удовольствием согласились принять участие в проекте. Ещё бы, ведь я им столько пообещал: «Голливуд нас ждёт! Вот-вот, я только что связался с Каннским кинофестивалем, они не начнут программу, пока мы не закончим свою работу…». Конечно, никто нас не ждал ни в Голливуде, ни в Каннах, да и обещания мои были не столь грациозны. Но все энтузиасты где-то в глубине души верили, что это будет так и никак по-другому; может потому, что в это верил я, продюсер.
Сначала я нашёл себе ассистента, которого звали Вадим. Явно его профессия не совпадала с тем, чем он хотел заниматься. Так, для справки, он попал по распределению от Мясомолочного колледжа в деревню Садовую, где “отрабатывал” свой “срок” на винно-водочном заводе. После я приступил к поиску актёров для своего фильма и в этом мне помог Немец (так его звали в драматическом театре города, где он работал режиссёром). Немец, добрый и отзывчивый человек, во многом мне помогал: он не только подобрал актёров для фильма, но и нашёл время, чтобы преподать мне пару уроков по режиссёрскому мастерству, за что я ему очень благодарен. А далее актёры – Таня и Паша. Таня тоже приехала в наш городок по распределению от театрального колледжа; с местными достопримечательностями и колоритом была ещё плохо знакома, зато с местным кинематографом познакомилась сразу. Паша, любимец критики, в нашем городке больше года, всё по тому же распределению. Тут же я приступил с ними работать – они относились ко мне, как к настоящему кинорежиссёру, а я к ним, как к талантливым артистам, присланным мне из Американской ассоциации актёров – на этом и нашли общий язык.
Так же в команде были: звукорежиссёр, композитор, оператор, помощник по монтажу, осветители, фотограф, реквизитор и даже гримёр. И, казалось бы, как этот город смог вместить в себя столько энтузиастов, креативщиков, гениев и просто талантливых людей? Всё очень просто; когда за дело берётся умелый продюсер, всё вокруг приобретает другие тона. (Как же себя не похвалить?) Но это было лишь малой толикой по сравнению с тем, что ждало нас впереди. Нет, я не буду сейчас забегать далеко вперёд и рассказывать про золотые лавры, “Оскары”, “Пальмовые ветви”, всё это в скором будущем, а пока вернусь к прозе жизни, расскажу как делался мой первый фильм. Важным этапом подготовки к съёмкам было знакомство с директором местного телеканала. Ему-то я и рассказал о своих идеях, амбициях, планах и достижениях, на что получил поддержку, понимание и… встречные амбиции. Да, действительно, ему уже давно надоело заниматься на своём телевидении новостными циклами, и как он признаётся, “ждёт той самой возможности проявить себя в каком-нибудь творческом проекте”. Я ему такую возможность предоставил. Ивана Ивановича по праву можно считать со-продюсером этого кино- телепроекта, так как его вклад был поистине неимоверен, а точнее его связи с администрацией города определили дальнейшую судьбу фильма. Правда, у нас в процессе работы возникали некоторые конфликты по поводу съёмочной техники, которую он никак не хотел отдавать в “чужие” руки, но, слава Богу, обошлось без драк – я навёл нужные мосты и “выкопал её из-под земли”.
Постепенно я подошёл к съёмочному периоду. Выглядело это примерно так. Первый день съёмок. Все волнуются в ожидании того, что же предстоит сделать каждому участнику проекта сегодня вечером. Но большая ответственность падала на плечи продюсера, отвечающего за организацию, и режиссёра, отвечающего за качество будущего фильма. И тем, и другим являлся именно я. Что касается продюсерства, то в первый же день вышла небольшая накладка. Я договорился с администратором одного из ресторанов города, что съёмки будут проводиться у них, но когда мы прибыли на место с творческой группой, нам отказали, ссылаясь на то, что в их заведении в данный момент ужинают специально приглашённые гости, и мы никак не можем мешать их вечерней трапезе. Благо, у меня был запасной вариант, как у опытного продюсера, и мы со всей творческой группой пошли снимать в драматической театр, где их “скромный” холл напоминал интерьер дорогого ресторана “времён Людовика”, что ещё больше способствовало атмосфере фильма. Как говорится: «Что не идёт, идёт всегда к лучшему!». Режиссёру в этот вечер пришлось тоже нелегко, как и всей творческой группе. Съёмки начались около десяти, включая сборы, настройки, репетиции и другие приготовления. И вот звучит долгожданный «Мотор!», а за ним, спустя какое-то время – «Стоп! Снято!». Потихоньку, ближе к полуночи, стали расходиться основные участники коллектива: фотограф, реквизитор, осветитель, и даже оператор со своей видеокамерой собирался уйти. Оператор то ладно, Бог с ним, но без видеокамеры дальнейшие съёмки не могут состояться, а назавтра откладывать совсем нельзя, не по-продюсерски всё это. Тогда-то и пришлось мне применить, как продюсеру, все способы манипулятивного воздействия, и, после часа уговоров, просьб и обещаний, всё же удалось “разжалобить” оператора, чтобы он оставил свою видеокамеру.
Забегая вперёд, скажу, что в процессе съёмок фильма «Спать хочется» нашу творческую группу постоянно преследовала какая-то череда неприятностей, одним словом мистика, с которыми мне, как продюсеру, приходилось благополучно справляться, находя различные пути решения тех или иных возникших проблем. Это касается не только оператора с его видеокамерой, но и смены окон в психиатрической больнице, в постепенной “пропаже” участников проекта, и даже такого непредвиденного факта, как внезапный роман продюсера с актрисой, который в результате привёл “корабль” к тихой гавани, то есть к распаду альянса. Продюсер остался, а творческая группа нет. Отсюда я усвоил урок: «Не надо романтических отношений внутри рабочего коллектива». Умение отделять работу от личной жизни поистине ценимо мной на сегодняшний день.
Читайте Далее = Процесс создания фильма (Начало)=
В материале представлены кадры со съемочной площадки фильма «Черный лебедь» режиссера Даррена Аронофски